Мистер Гитара
Честер (Чет) Бертон Аткинс (Эткинс, англ. Chester Burton "Chet" Atkins; 20 июня 1924 — 30 июня 2001) — американский гитарист-виртуоз, продюсер и звукорежиссёр.
Его техника игры (фингерстайл), сложившаяся под влиянием Мерла Трэвиса, Джанго Рейнхардта, Джорджа Барнеса и Леса Пола, принесла ему популярность в США, а впоследствии и во всём мире. Аткинс продюсировал записи Перри Комо, Элвиса Пресли, Эдди Арнольда, Дона Гибсона, Джима Ривеса, Джерри Рида, Скитер Дэвис, Конни Смит, Вэйлона Дженнингса и других.
Наряду с Овеном Брэдли, является создателем особого, сглаженного стиля кантри-музыки, известного как Нэшвилл Саунд. Этот стиль пришёлся по нраву поклонникам музыки кантри, а также привлек внимание масс. Он повлиял на таких музыкантов, как Томми Эммануэль, Тимур Ведерников.
Выдающийся успех Чета Эткинса основывается на его мастерском владении техникой пальцевого звукоизвлечения. Этот стиль игры на гитаре, традиционное название которого "choke", развивался в 19 - начале 20 вв., главным образом в районе гор Аппалачи на территории штатов Кентуки и Теннесси. Его основу составляет подвижная басовая линия, обычно исполняемая "когтем" на большом пальце, и мелодическая линия на верхних струнах, исполняемая другим пальцем или еще одним "когтем" на нем. Ранние записи пальцевых гитаристов, сделанные в 20-годы, уже свидетельствуют об их высоком исполнительском мастерстве. Такие инструменталисты, как Sylvester Weaver, Mississippi John Hurt, Mose Rager и Ike Everly (отец знаменитого впоследствии дуэта братьев Эверли) в пальцевой манере исполняли весьма сложные партии в блюзе, хилбилли и коммерческой продукции компании Tin Pan Alley.
Из пальцевых гитаристов до Чета Эткинса наибольшую популярность имел Merle Travis, развивавший идеи Mose Rager и Ike Everly. Посредством своих трансляций на радиостанции WLW в Цинциннати, штат Огайо, Трэвис вдохновил целое поколение молодых гитаристов, в т.ч. Чета Эткинса. Чет перенял у Трэвиса его манеру игры, при этом со временем начав играть не двумя пальцами как Трэвис, а четырьмя. К середине пятидесятых Чет заменил своего кумира в статусе лучшего гитариста в данном направлении. Мастерски овладев пальцевым стилем, Чет также дополнил его новыми приемами ведения мелодии, такими как игра интервалами, флажолеты, пулоффы к открытым струнам, гаммообразные проходы, электронные эффекты и многие другие. Понятие о "стиле Чета Эткинса" настолько широко, что несколько очень хороших гитаристов могли бы свободно сосуществовать в нем, никогда не повторяя друг друга.
Будучи электрогитаристом, Чет одним из первых стал использовать технику искусственных флажолетов, которую заимствовал у исполнителей на педал-стил гитаре и особенно ярко продемонстрировал на "Chinatown, My Chinatown" '56 года. Искусственные флажолеты можно брать на любом участке грифа, дотронувшись указательным пальцем до струны на октаву (12 ладов) выше лада, на котором она прижата, сразу после того, как вы дернули ее большим пальцем, находящимся над грифом за указательным. Сначала играются только флажолеты, затем они чередуются с обычными нотами. На протяжении трех последних тактов держите аппликатуру аккорда А6/9 пальцами левой руки. Плюсом будет, если у вас крепкие ногти на правой руке. Чет придавал большую важность этому аспекту.
Чет ушел из жизни 30 июня 2001 года в возрасте семидесяти семи лет. В Нэшвилле одна из улиц названа его именем, а в центре города ему поставлен памятник, изображающий Эткинса, играющего на гитаре. Известный под именем "Мистер Гитара", он запомнился миллионам слушателей как настоящий Джентльмен музыки кантри.
Теги: #BestJazz #GuitarJazz #Country #ChetAtkins